10 Ошибок и самообманов при покупке компаний
На Strategy + Business недавно была опубликована интересная статья, которую я прокомментирую тут.
Исходная проблема: вечеринка по поводу покупки другой компании и интеграции её в вашу закончилась, и вы наконец-то можете вздохнусть спокойно. Проходит год, и ваше дыхание неровное, жизнь предстаёт в тёмных красках и идея о покупке представляется ошибкой. В чём же дело?
Любой руководитель вам скажет, что успешные компании имеют не только успешные продукты, но и успешную внутреннюю конфигурацию (людей, процессы, договоры и т.п.) – что-то, что исторически их отличает от других компаний. Целью покупки чаще всего является т.н. “синергетический эффект”, когда две компании вместе будут выдавать больше продуктов с более низкой себестоимостью, чем поодиночке. Где-то с 2005 года в бизнес-литературе слово “синергия” авторы перестали употреблять с придыханием и признали де-факто крах этой идеи. И как раз именно из-за того, что каждая конкретная компания успешна именно благодаря своей конфигурации. Выигрышных конфигураций может быть несколько, и приходится только надеяться, что у компании-покупателя будет одна из них. Но, как мы постоянно наблюдаем, вероятность такой удачи низка. Забавно, что большинство удачных приобретений получаются тогда, когда купленную компанию оставляют в покое и помогают её конфигурации деньгами, связями, человеческими ресурсами и т.п. – не трогая причину, почему компания стала успешной.
Почему же, зная всё вышенаписанное, покупатели продолжают делать ошибки и обманывать себя?
- “Мы слишком далеко зашли и уже не можем отказаться”. Чем больше топ-менеджеры работают над организацией покупки, тем больше они хотят осуществить сделку. Отказаться на данном этапе – это потерять лицо. (То, что твоё лицо вне компании скорее всего не существует – это забывается.) Частично лечится многоуровневым принятием решения, когда каждый уровень после ознакомления с информацией, полученной в результате due diligence, независимо от аналитической команды высказывает своё мнение.
- “Любой опытный в переговорах человек может договориться о цене и условиях”. Неверно, т.к. переговоры переговорам рознь, а поскольку большинство покупок хороших компаний – это аукцион, и попытка доказать самим себе (через синергию, естественно), что цена оправдана – большая ошибка. Большинство побед на аукционах – это проигрыш покупателя.
- “Успех или неудача покупки определяется финансовыми показателями”. Неверно, т.к. существует ещё конфигурация компании, которая должна быть расширена или переделана. Конфигурацию числами не выразить.
- “Никто не разгласит информацию о сделке”. Заблуждение, связанное с бесконечной верой в NDA. Или в уголовный кодекс в обычной жизни. При покупке публичной компании утечки ведут к повышению рыночной стоимости покупаемой компании, т.е. автоматическому снижению ценности для покупателя.
- “Сначала купим, а потом у нас будет много времени, чтобы понять, что делать”. Самый демотивирующий подход: руководитель получает хвалу (он купил), а подчинённые со временем получат нагоняй (не смогли интегрировать). К моменту передачи денег на руках у обеих сторон должен быть план действий сразу же после транзакции, плюс назначенный руководитель проекта интеграции.
Хитрый самообман:
- “Наши приобретения укрепляют нашу стратегию“. Дьявол в деталях: чаще всего стратегия дорабатывается под данную покупку, а не покупка выбирается исходя из стратегии. Другими словами, мышление звучит как “а мы бы могли сделать ещё и это” вместо “данной покупкой мы закроем ключевой компонент стратегии”.
- “Мы прекрасно знаем свой рынок”. (Спросите своих сотрудников, на каком рынке вы работаете, – сильно удивитесь.) На поверку оказывается, что да, вы знаете свою нишу на рынке, но как только вы купите компанию, которая работает в другой нише, то столкнётесь с частью рынка, которую знаете плохо. Всеведение в природе не существует, особенно на развивающихся рынках.
- “Наша модель поведения на рынках может использоваться и в смежных сегментах”. Тут в ход идёт верное утверждение (рынки компании растут за счёт добавления новых сегментов) и неверное предположение (специфика всех сегментов одинаковая). На самом деле, тот факт, что это ДРУГОЙ сегмент, и является доказательством того, что у него ДРУГАЯ специфика (может быть, схожая), иначе это был бы один сегмент (пусть и размером побольше).
- “Мы хорошо разбираемся в том, как проводить процесс due diligence”. Если вы не занимаетесь покупками постоянно, вы просто обманываете себя. (Большинство людей верит, что может распознать ложь лучше, чем их сосед.) В лучшем случае вы недооцените объём времени и усилий, а также столкнётесь с тем, что знания предметной области покупаемой компании в вашей команде недостаточно. В худшем случае вы потеряете деньги на покупке.
- “Наша специализированная команда собаку съела на due diligence”. См. выше – даже опытные люди не всеведущи, особенно в бизнес-драйверах компании.
Вот ещё про покупку и продажу компаний:
- Основная проблема продающихся компаний состоит в том, что они считают себя победителями
- Продажа компании обычно – довольно фиговая сказка с сомнительным хэппи-эндом
Filed under: Бизнес
Подписаться по Email
Интересная статья.
Недавно читал Тони Шея “Доставляя счастье”. В ней он описал ситуацию, что Amazon приобрел его компанию – Zappos. При этом Amazon пошли ему на встречу, приняв его условия с пониманием. Условия были таковы, что Amazon не вмешивался во внутреннюю политику и конфигурацию компании, при этом помогал в вопросах, в которых был более развит. Например с точки зрения технологичности бизнеса, Amazon был лучше. Этим и помогал, помимо инвестиций и полезных связей.
А у меня несколько вопросов:
1. Какой положительный эффект получила компания-покупатель unwiredtec? 🙂
2. Верно ли утверждать, что порой компании приобретаются для целей устранения конкурентов с рынка, не учитывая крупные сделки, которые подпадают под антимонопольное законодательство?
1. увеличение капитализации за счёт контроля за ключевой технологией. Остальное (процессы, люди) было потеряно в течение 2.5 лет.
2. не просто верно, но и это довольно выгодное мероприятие при растущем рынке.