Несправедливое преимущество в бизнесе
Я обожаю новую терминологию, придуманную для упрощения ранее популярных, но вышедших из моды, концепций. Теперь поговорим про концепцию Unfair Advantage / Несправедливого преимущества, которая является прямым следствием (или новой интерпретацией, как хотите) скрещивания концепций Core Competencies и Competitive Advantage.
Если вкратце, эта концепция делится на три компоненты, хотя бы одной из которых должна обладать ваша компания:
- У вас есть доступ к ресурсам, которых нет у конкурентов. Это могут быть деньги, люди, технологии (с невозможностью лицензирования или имитирования конкурентами), интеллектуальная собственность.
- У вас есть рынки сбыта, доступа к которым у конкурентов нет (например, один из членов Совета Директоров руководит индустриальной ассоциацией и практически гарантирует вам нужные контракты).
- Вы уже настолько велики и эффективны, что вас проще купить, чем догнать.
Преимущество, разумеется, называется “несправедливым” (перевод “нечестное преимущество” некорректный) из-за того, что ваша компания, начав делать продукт, при прочих равных условиях добьется существенно больше (в форме доли рынка или выручки), чем конкурент. По сути, если у вас нет такого преимущества – вам не имеет смысл искать деньги на развитие бизнеса; даже глупые инвесторские деньги не принесут вам пользы, лишь продля агонию.
Есть стратегии убийства чужого несправедливого преимущества, и их этичность варьируется от “не проблема” до “я на это не пойду”:
- Поиск уязвимостей бизнес-модели. Как правило, это сводится к предоставлению бесплатно тех возможностей, за которые конкурент берет деньги. Играть в эту игру без большой суммы денег на счете и понимания альтернативной бизнес-модели (если она существует) не рекомендуется.
- Поиск уязвимостей технологии. Тут просто в теории, но донести ущербность чужой технологии до конечного пользователя – задача нетривиальная. (Хотя бизнесу компании Kryptonite, выпускающей замки, такая уязвимость обошлась дорого).
- Поиск уязвимостей рынка. Иногда (опять же – при наличии другой бизнес-модели и, как правило, кучи денег) имеет смысл нападать на рынок целиком по принципу “так не доставайся же ты никому”. Так практически исчез рынок льда (потребовалось лет 50, чтобы найти ему другое применение в напитках), когда появились бытовые холодильники.
Каждая успешная бизнес-модель имеет хотя бы одну уязвимость. Найти её у себя обычно сложнее, чем найти её у конкурента.
Filed under: Бизнес
Подписаться по Email
Макс, в вашей практике были случаи, когда вы были с одной или другой стороны? Или это бизнес-теория?
Как технологическая составляющая помогает быть первыми у АвиаСейс?
ОФФТОП.
Дошли руки посмотреть промо от Русалана Усачева – ощущение такое, что Aviasales в нагрузку к билетам продает забористый ганджубас. )))