Как быть, если на новой работе предлагают меньше денег, чем хочется

Из-за нынешнего кризиса наблюдается ещё одно занятное, но не всем приятное явление как “порабощение руководителей” (термин мой). Что это такое, чем это плохо, почему это происходит, и что с этим делать мы как раз рассмотрим в этой статье.

В коммерческих структурах есть целые градации руководителей:

  • руководители низшего звена (недавние простые сотрудники или team leads). Они (и их группы) являются самыми незащищёнными слоями населения при увольнении. Тем не менее, большинству из них (если, конечно же, они не работают на Ford/GM) не будет сильно большой проблемой найти работу на такие же или схожие деньги. Как правило, такие люди получили номинальную добавку к зарплате и, возможно, небольшой бонус (по-российски – премия). Они практически спокойно могут прожить без этой добавки к зарплате и в случае необходимости уйти на более низкую зарплату.
  • руководители среднего звена (senior managers или начинающие vice presidents). Их работа находится в группе риска только в случае, если компания закрывается, или если направление консолидируется с похожим направлением (например, поддержка контрактов объединяется со службой продаж). Это и понятно: война войной, а кто-то её всё равно должен вести. Найти работу руководителю среднего звена обычно несложно даже в кризис.
  • руководители стратегических направлений (directors или vice presidents [обычные и senior]). Их позиции в кризис довольно устойчивые, но их отделы могут расформировать или объединить с другими. Несмотря на возможное отсутствие подчинённых, подобные сотрудники являются одними из самых высокооплачиваемых в компании. В случае увольнения подобные персонажи могут искать работу год и больше, или вынуждены будут перейти на работу руководителя среднего звена.
  • топ-менеджеры (CxO, Executive Vice Presidents, Executive Directors и подобные). Обычно это самые устойчивые позиции, и для их мотивации нередко компании платят т.н. retention bonus (дополнительную к зарплате сумму денег, чтобы человек остался в компании; это не мешает компании в случае необходимости уволить топ-менеджера).

О двух последних категориях (для простоты будем называть их топ-менеджерами) мы поговорим подробнее, т.к. уже невооружённым взглядом начинает быть виден феномен порабощения руководителей. Существует мнение (которое я разделяю не на 100%), что топ-менеджерам резюме ни к чему: дескать, его знакомые и бизнес-партнёры с охотностью подадут руку помощи, если человеку требуется новая работа. Всё было бы хорошо, но это не объясняет тот факт, что существуют сотни агентств по трудоустройству именно топ-менеджеров. Факт жизни состоит в том, что если у руководителя в резюме стоит CTO или VP Engineering, то на должность Technical Manager он уже не пойдёт. Умные работодатели это прекрасно понимают и делают маленькую хитрость:

Когда бывший топ-менеджер ищет новую работу и по разным причинам не может быстро найти подходящий вариант, он начинает приоритизировать: что важнее – зарплата или должность? Практичные люди выбирают зарплату на более низкой должности, но многие люди, которым важна должность (а также опыт работы на высокой должности) вынуждены выбирать должность в ущерб зарплате.

Вот тут-то и начинается подвох: ранее высокооплачиваемых топ-менеджеров, с их опытом и связями, становится возможно нанять на такую же высокую должность, но намного более низкие деньги. Когда я говорю про Австралию, низкие деньги – это $130k вместо $200k в год. В принципе, в США похожая история.

Не согласиться на такое предложение – потерять возможность продолжить карьеру и хоть как-то устаканить поступление денег. Но всегда есть варианты, которые если не вернут время вспять и не оживят мёртвых, то хотя бы подсластят пилюлю. Необязательно в гневе отказываться от полученного предложения с невыгодными условиями; возможно просто немного поторговаться:

  • Когда человек может привести компании платящих клиентов, он может договориться либо о проценте с продаж, либо о бонусе, либо о повышении зарплаты до нужного уровня. Компания ничего не теряет, а новые клиенты увеличивают прибыль. Правда, тут руководителю нужно быть внимательным: если в его контракте явно прописано, что он обязан раскрывать работодателю контакты и информацию о всех компаниях, с которыми ведёт дела, договорённость о процентах с продаж может быть проигнорирована компанией.
  • Можно выяснить, какие требования по производительности труда компания имеет по отношению к сотруднику, и договориться о бонусе, если эти требования будут существенно превышены.
  • Можно договориться с компанией о “вкусностях” – оплате детсада, служебной машины, дополнительного оплачиваемого отпуска (тут хитрее: если оплачиваемый отпуск, скажем, 4 недели, то можно договориться на 6 недель, тем самым повысив зарплату где-то на 4%; другое дело, что топ-менеджеры не уходят в отпуск надолго) и т.п.
  • Можно выбить право заниматься собственным бизнесом в свободное от работы время (обычно это запрещено контрактом). Можно также работать на компанию не как наёмный менеджер, а как контрактор (с точки зрения налогообложения, это выгоднее).
  • Наконец, можно выбить себе ещё более выгодную должность. Если Engineering Manager с зарплатой $140k идёт на должность CTO с оплатой $100k (для тех, кто не в теме: это очень серьёзная жертва) и в состоянии переждать кризис на этой должности, следующий его прыжок вполне может быть на $200250k. Терпение, труд и … опыт работы.

Поэтому если вдруг вы попадёте в подобную ситуацию, не всё потеряно: вы можете выйти из неё с минимальными потерями. Повторюсь, что в идеале, в кризис нужно входить с 3-6-месячным запасом денег в Резервном Фонде, чтобы не хвататься за первый попавшийся вариант.

Если интересно – вот ещё подборка моих статей про работу в офисе.

Подписаться по Email

12 Responses to “Как быть, если на новой работе предлагают меньше денег, чем хочется”

  1. Интересно. Спасибо.
    Только, пологаю, нынешний кризис – далек от идиала (3-6 месяцев).
    Много топ-менеджерских голо полетит.

  2. Как страшно жить топ-менеджерам -всего 130 тыщ баксов в год.
    Мне вот непонятно что они такого делают что их там оставляют вообще? Люди не отвечающие материально за свои решения это нонсенс. Я конечно понимаю что так принято стало. Не в этом ли одна из причин кризиса?

  3. Stils: 130к – это очень мало 🙂 Материально за решения люди отвечают, но опосредованно: у топ-менеджеров и senior managers есть бонусы, связанные с прибылью или продажами компании в отчётный период. Если прибыль не достигнута – бонус урезается или полностью убивается.

  4. Я бы хотел одну вещь уточнить: переход с позиции engineering manager в СTO (то бишь технический директор) – это считать повышением или понижением (не связывая с финансами)? Я думаю, что СТО повыше в табеле о рангах будет. Или я неправильно сужу?

  5. Victor: CTO повыше будет. Поэтому упомянутый переход – это повышение.

  6. То бишь тонкость в том, что будешь наделён бОльшими полномочиями, но за меньшие деньги и за перспективу в будущем. Я бы не отказался.
    Ж;-)
    Спасибо за разъяснение.

  7. Victor: я сознательно умолчал про ещё один момент: когда ты приходишь на другую работу (допустим, ты сейчас получаешь $130k), тебя спрашивают, сколько ты сейчас получаешь. Соврать можно, но опасно. Не соврать – это получить предложение на $150-160 вместо $200k+. Вот и думай 🙂

  8. Было такое, я для себя этот вопрос так решил: главое – не врать и не требовать много и сразу. Just think.
    Ж:-)

  9. Макс, а почему бы не рассказать о том, как вести себя простым сокращенным менеджерам, а не ТОПам?

    Ведь ясно, что кризис просто понижает ступени социальной лестницы на один шаг.

  10. Сергей: вопрос совершенно верный, но про “просто понижает” не согласен. Некоторые люди открывают свой бизнес вместо понижения в должности (что, если задуматься, является скрытой формой безработицы).

    Про простых сокращённых менеджеров напишу как-нибудь тоже.

  11. Макс, согласитесь, что людей, которые открывают свой бизнес единицы. А “просто понижают” я имел в виду следующее: был ты главным редактором, стал редактором, был редактором стал журналистом, был журналистом – остался на улице (в лучшем случае перевели на внештат). Я сужу по той сфере, в которой работаю.

    То же самое в строительстве: был ГИПом (Главный Инженер Проекта), стал простым инженером, был инженером стал простым строителем. А вот простых строителей в лице Джавшанов и Румшудов, понаехавших в Киев из Молдавии вобще выгнали, и они не вернулись на родину – ходят “грачуют”, если можно так сказать. Рядом с моим домом идет стройка высотки, так вот вечером возле магазина собирается 10-15 Джавшано-Румшудов, которые пьют отнюдь не пиво и обсуждают отнюдь не кризис.

  12. Сергей:

    подобные понижения всегда есть и будут. Многие люди, которых я знаю, перешли в другие компании на ту же должность, что и раньше, но с серьёзным понижением зарплаты. Статус важнее.

    Про нелегальных иммигрантов имею твёрдое мнение, что они не создают проблему, а лишь подчёркивают её. Распитие водки равшанами, разумеется, выходу из кризиса не способствует никаким образом.