Acquire to Hire – part 1
Бизнесы бывают разные – мелкие, средние и большие. Процент выживаемости мелких бизнесов – 5% (в течение 5 лет). Остальные 95% просто прекращают своё существование. Люди могут просто разбежаться, либо понять, что деньги можно сделать на чём-то другом, либо продаться и …
Вот про это «и» я и поговорю. Меня периодически спрашивают про примеры из собственной жизни, которые, по всей видимости, должны убедить лучше, чем просто абстрактные рассуждения. Ну пусть будет так.
В 1999 году я «заболел» мобильной телефонией. Меня интересовали не только технологии и устройства, но и возможность попасть в эту область. Я стал разрабатывать свой продукт, которым до сих пор пользуется большое количество компаний (правда, не так активно, как раньше). Параллельно с разработкой продукта я концентрировался на получении знаний об индустрии, чтобы иметь возможность предложить что-то ещё. Но цель была – не заработать денег (хотя я зарабатывал на своём продукте раза в 2 больше, чем на основной работе), а попасть в мобильную область. В октябре 2001 года я смог попасть на непонятную позицию в Мегафон GSM, где рулил всем, начиная с SMS центра, кончая IVR и прочими приблудами. Но за 4 месяца я понял, что Мегафон – не та организация, где я хочу работать. Поэтому я уехал в Штаты, и продолжал занимался там своим бизнесом.
Я никогда не хотел сделать миллиарды из своего бизнеса. Мне, самоучке без серьёзного понимания бизнес-реалий западной среды, с акцентированным (хоть и свободным) английским, без права на постоянное жительство в США, не светило ровным счётом ничего. Прекрасно понимая это, я решил не биться головой об стенку, а вместо этого потратить время и силы на самосовершенствование. Самое сложное было – поддерживать разработку продуктов, т.к. надо было платить людям зарплату (а для меня превыше всего – комфорт людей, которые на меня работают), а без здорового cash flow пару месяцев это было делать проблематично. Но я нормально досуществовал до середины 2005 года (одна-единственный раз будучи вынужден одолжить деньги на ремонт после потопа в нашем украинском офисе), когда я понял для себя, куда именно нужно рыть.
Сначала я искал венчурное финансирование. Проблема усугублялась тем, что мои клиенты, которые работали в той же области, что и я – все были почти что банкроты. Два из них сейчас вообще объединились; ещё два вышли из бизнеса, и т.п. Словом, когда я сделал анализ рынка, я не смог продумать грамотную бизнес-модель, которая позволила бы мне взять хотя бы 5 млн долларов (за немыслимые комиссионные посреднику – 7-9%) инвестиций. Это означало провал, т.к. если уж я не знаю, как использовать деньги для развития бизнеса эффективно, то и венчурные капиталисты – и подавно.
Для меня это было полным шоком. С другой стороны, именно это и послужило толчком в правильном направлении – acquire to hire. В Штатах нам с Мариной ловить было нечего: несмотря на вполне приятные доходы, стабильностью в жизни и не пахло. Мы жили в русско-еврейском районе (Forest Hills), из которого переезжать было жалко, т.к. на Манхэттене жильё было ощутимо меньше и в 2 раза дороже. За исключением пары-тройки друзей, к Штатам нас к той поре ничего не привязывало. Но друзья – на то и друзья, чтобы не считаться с расстояниями. Мы пока не знали, про какие расстояния мы говорим. И я решил исполнить свою старую мечту – продать компанию и перейти работать в компанию-покупателя, чтобы заниматься тем, чем люблю заниматься.
Февраль 2006 года был решающим для нас: во-первых, мы решили, что если продажа компании не пройдёт, то можно сносно существовать с денег, которые она уже приносит, в Австралии (мы рассматривали Мельбурн). Во-вторых, в начале февраля мне поступило три предложения о продаже компании – из Бостона, Техаса и … Австралии. Я выбрал Австралию (Сидней), о чём не жалею по сей день.
Получилось всё как по писаному – Mobile Messenger купил наш Unwiredtec, мы с семьёй переехали в Австралию, а ребята из нашего украинского офиса получили повышение зарплаты. И – я получил, чего хотел: работу в интересной области, связанную с придумыванием и руководством разработкой продуктов.
Продолжение следует.
Filed under: Бизнес
Подписаться по Email
[…] « Acquire to Hire – part 1 […]
Привет Макс, из этого поста я понял, что у тебя был свой бизнес, когда ты жил в штатах без грин карты. Только не совсем понятно, этот бизнес был зарегестрирован в США или нет?
Я сейчас пытаюсь занятся своим бизнесом, живя в США на H1b. Никак не могу разобраться с иммиграционными законами, что можно, а что нельзя. Иммиграционные лоеры, услышав слово LLC, перестают отвечать на е-мэйлы. Уже и рабочая бета есть и LLC зарегестрировал, а релизить боюсь.
Если у тебя была похожая ситуация, напиши пожалуйста на founder@digributor.com.
Иван.
Иван,
(нижеизложенное не является legal advice) иммиграционные лоеры тут вообще не причём. H1b-шник может законно зарегистрировать Chapter C corporation (по-моему, LLC тоже, но до 50к чистой прибыли в год у C Corp налоги ниже) и владеть всеми её акциями. H1b-шник, однако, не может работать в этой компании, получая деньги – но он может получать дивиденды. Поэтому я и построил организацию таким образом, что все работники были за рубежом, а я лишь координировал их работу.
Как я уже говорил, в юридических делах нужно заниматься самолечением с большой осторожностью, поэтому я бы пошёл не к иммиграционному юристу, а к бизнес-юристу (типа тех же International Legal Counsels, которые, как мне кажется, половине ISDEF-а открыли юрлица в Штатах).
Надеюсь, это поможет.
[…] Оказывается, принцип “acquire to hire” работает не для всех компаний. Я, конечно, не сомневался, что универсальных рецептов нету, но порой некоторые примеры просто режут глаза. […]
[…] Теперь от самовосхищения перейду к Startup 3.0. Эта идея была высказана лично и в переписке с читателями этого сайта, которые хотят либо поднять бизнес для развития (как это сделал мой нынешний работодатель), либо продать бизнес и перейти работать в компанию-покупателя. К сожалению, большинство людей живут по принципу “попробую, и если не получится – прекращу”, относясь ко всем своим идеям как к способу быстро срубить тысчонку-другую зелёных президентов. Я их совершенно не осуждаю (я вообще живу по принципу “не суди никого” – в буддистском, а не христианском, понимании этого выражения). […]