VCs, the New Liquidity Providers
Original (c) Allan Leinwand
Translation (c) Max Kraynov Предупреждение: перевод является моей проекцией написанного на жизнь и может незначительно отличаться от оригинального текста.
Венчурные Капиталисты как новые источники средств
Мы вместе с некоторыми моими коллегами обсуждали, как инвестиционный климат венчурного капитала изменился из-за эффективности капиталовложений в компании Web 2.0. Такие компании могут эффективно использовать open-source продукты и обычное оборудование, чтобы построить очень интересные бизнеса, нуждаясь лишь в ограниченном капитале – зачастую меньше $500к в сумме. Как только эти компании заслуженно привлекают к себе интерес, они быстро покупаются большими участниками рынка – причём, покупается не только технология, но и команда (т.н. феномен acquire-to-hire – купить, чтобы нанять). [Комментарий от Макса Крайнова: нас интересуют именно такие компании]
Итак, как же ВК, желающий сделать многомилионное вложение в какую-то компанию, может заставить деньги работать в такой среде? Один из механизмов, видимо набирающий популярность, – выкупать уже выпущенные акции у основателей бизнеса. [Комментарий от Макса Крайнова: другая альтернатива – осуществить вторичный выпуск акций специально для инвесторов, но это ведёт к stock dilution] Такой подход удобен во многих случаях:
- Он даёт ВК желаемую долю бизнеса;
- Он даёт основателям какие-то деньги, чтобы расплатиться с долгами и не жить впроголодь;
- Он делает схожими финансовые интересы компании и инвесторов.
Примером может быть интересный стартап, в который мы бы хотели вложить деньги, которому требуется всего $1M, чтобы стать прибыльным. Основатели компании оценивают себя примерно в $7M с учётом скорости роста пользовательской базы и прибыли.
Если бы мы вложили только $1M, у нас была бы только маленькая доля в компании (12.5%) из $8M полученной стоимости компании. [Комментарий от Макса Крайнова: это концепция post-money valuation, когда доля инвестора в компании высчитывается по формуле (объём инвесторского вложения / (заявленная стоимость компании + объём инвесторского вложения) * 100%)] Если бы мы вложили $3M, мы бы получили долю около 30%. Из них $1M мы бы вложили в компанию, чтобы она добилась прибыльности, и ещё $2M – чтобы купить дополнительно около 17.5% компании.
Итак, мы получаем желаемую долю в компании, основатели получают деньги (всё равно сохраняя немалую долю компании), и заинтересованность владельцев компании и инвесторов в успехе бизнеса начинают совпадать.
Подобная инвестиционная стратегия предполагает, что владельцы компании понимают баланс между жадностью и страхом. Если они полностью уверены в том, что могут построить успешную компанию полностью самостоятельно, жадность превышает страх, и инвесторы не смогут купить часть компании ни за какие деньги. Несмотря на то, что некоторые ВК считают, что подобная инвестиционная стратегия чревата рисками, мы рассматриваем её как возможный способ инвестировать в эффективные с точки зрения капитала компании с перспективными бизнес-моделями.
А вы продали бы часть своей компании, чтобы получить деньги, или сейчас жадность побеждает страх?
Filed under: Бизнес
Подписаться по Email
[…] для покупки части компании, как было описано мною тут. Если не брать в расчёт некоторые сложности в оценке […]
[…] Silver Lake – инвесторы в NASDAQ, Flextronics, Seagate, Thomson и ряд других известных компаний. Покупка части компании была по принципу, описанному тут. […]